Несмотря на то, что мотивация сильно переоценена, все-таки она нужна, чтобы сотрудники не выгорали. Причем, в первую очередь это относится к руководителям, ведь они должны не только сами выполнять рутинные действия, но и побуждать к этому подчиненных.
На всякий случай напомню, что мотивация сама по себе не является панацеей, и основное, что нужно сотруднику – цель. Если такая цель будет, и если он действительно будет хотеть ее достичь, он будет замотивирован и будет производить продукт. Если цели нет, никакие тренинги и книги по мотивации ему не помогут. В плане аналогии, это все равно, что заливать бензин в машину, у которой нет колес. Да, двигатель начнет работать, можно даже «газануть», но кроме выхлопных газов и сожжённого бензина, ничего не изменится.
Так вот, мы говорим про организацию, в которой есть цель, она известна, сотрудники ее разделяют и хотят достигать. Конечно, даже если есть все вышеперечисленное, жизнь будет вносить свои коррективы, и сотрудники будут подвержены «выгоранию», поражениям, жизненным неурядицам и прочему, что будет снижать их мотивацию к работе. Вот именно с этим должны справляться любые действия по мотивации сотрудников. И это важно понимать. Потому что любая мотивация будет давать результат только в том случае, если она возвращает человека к ЕГО целям. Все остальное – пример выше с автомобилем без колес.
И за пределами организации есть три области, которые могут снижать мотивацию сотрудников: СМИ, семья и окружение.
СМИ. Речь, конечно же, про желтые СМИ и разных других любителей испугать аудиторию. Тут все очень просто. Если ваши сотрудники будут сильно загружены работой, если они будут гореть желанием проявить себя и достичь более серьезных результатов в каждом новом месяце, у них просто не будет оставаться времени на такие СМИ. Сотрудник будет тратить свободное время только на профильные издания, повышая свои навыки и свою осведомленность о происходящем в области.
Семья. Самый частый источник демотивации – ссоры в семье. В итоге сотрудник расстроен, на работе думает о конфликте в семье и производительность падает. Единственное, как вы можете повлиять ситуацию, создать комфортные условия, в которых человек сможет отвлечься от проблем в семье.
Бывает и такое, что родственники начинают убеждать сотрудника, что он занимается не тем, или ему мало платят (даже если вы платите больше, чем остальные конкуренты) или что ехать до работы далеко, или еще что-то. В общем, рушат уверенность человека в том, что он находится на своем месте и делает свое дело.
Чтобы разбираться с этим и еще парой видов демотивации, у вас должен быть человек в отделе по работе с персоналом, который может сделать два простых действия:
1. выслушать сотрудника, 2. напомнить ему, как в этой организации он достигает СВОИ цели.
С окружением, в целом, все то же самое. Но, бывает, что в окружении сотрудника появляется человек, который намеренно его подавляет. Такой человек создает постоянное ощущение неуверенности в отношении не только работы, но и всей жизни. Он убеждает вашего сотрудника, что тот вообще ни на что не способен, что цели его реализовать не получится, и так далее и тому подобное. Это сумасшествие в чистом виде, но, к сожалению, встречается регулярно. Единственное, как вы можете помочь такому сотруднику, убедить его фильтровать знакомых: оставлять только тех, кто помогает ему развиваться, и минимизировать общение с теми, кто подрывает его веру в себя.
Как вы уже заметили, все сводится к тому, что человек должен жить своим делом. И знаете что? Для этого не обязательно быть рок музыкантом, архитектором или владельцем корпорации. Водитель может очень медленно доставлять грузы, ругать начальство, приносить кучу проблем и стараться всячески отлынивать от работы. А может быть примером исполнительности и пунктуальности. И речь про одного и того же человека!
Разница в атмосфере в организации, или в ее «боевом духе». Насколько сотрудники чувствуют себя одной командой? Насколько они поддерживают друг друга? Насколько они преданы делу и выполнению своих обязанностей? И нет, это не является результатом красивых плакатов или красивых речей руководителя раз в месяц на собрании.
Философ и писатель Л. Рон Хаббард, был к тому же ветераном Второй Мировой войны, и имел опыт командования кораблями. И он сделал следующее наблюдение: «Плохая организация = низкий боевой дух. Хорошая организация равнозначна высокому боевому духу».
Речь про то, насколько хорошо у вас все организовано. У вас есть четкое расписание, за соблюдением которого следит отдел персонала, или у вас все приходят и уходят когда хотят? У вас поддерживается дисциплина, и сотрудники работают все рабочее время, или они вольны сидеть полдня в соцсетях, еще полдня разговаривать с друзьями по телефону, а потом еще уйти пораньше, «потому что очень надо»? Сотрудники вовремя получают все необходимое для своей работы, или в организации царит бардак и сотрудников никто не обеспечивает даже необходимыми вещами? У вас есть четкие линии для передачи распоряжений, и приказы приходят только от непосредственного руководителя, или есть три сумасброда, которые отдают распоряжения направо и налево, разрушая тем самым структуру организации?
И это только малая часть того, что скрывается за выражением «хорошая организация». Кстати, одной из самых демотивирующих вещей является лишняя и двойная работа, которую сотрудники делают из-за ошибок руководства в планировании или отсутствия координации. И это тоже – плохая организация рабочего процесса. Если сотрудник полдня делал что-то, что не было нужно, он может сделать вывод, что и остальная его работа неважна. А значит и ее можно делать кое-как.
Вместо «умных» тренингов по мотивации, в первую очередь озаботьтесь тем, чтобы в вашей компании была четкая цель, чтобы она была известна сотрудникам, и чтобы они были с ней согласны. А потом убедитесь, что ваша работа организована должным образом. И вот уже после этого, будет иметь смысл разбираться с нюансами и деталями мотивации.
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Тюмени
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.