От амбициозного онлайн-стартапа в речном туризме до команды со всего мира и резидентства в Сколково — сервис бронирования круизов «Круиз.онлайн» прошел этот путь за десятилетие. Основатель онлайн-агрегатора Денис Крейцберг рассказал о том, как строит работу команды, следит ли за конкурентами, а также какими видит инвестиционный потенциал и возможности роста для бизнеса в своей сфере.
Команда и конкуренты
Как онлайн-формат помогает Вам в развитии туристического бизнеса? Какие сложности и возможности для развития он открывает перед вашим проектом? Есть ли онлайн-взаимодействие внутри команды с сотрудниками на дистанционке и контрагентами из других регионов?
Онлайн-формат был для нас основой с самого начала, когда пришла идея запустить Круиз.онлайн в 2015 году. Это давало главную возможность — продавать круизы по всей стране. Наши пассажиры живут в самых разных уголках России, и благодаря интернету мы можем быть рядом с каждым из них — без необходимости открывать офисы по всей стране.
Конечно, на старте было непросто. Онлайн-продажа круизов тогда ещё воспринималась с недоверием: нас спрашивали: «Вы точно не мошенники?», удивлялись, что можно просто зайти на сайт и забронировать речной тур, как авиабилет. У нас даже была лимитированная коллекция мерча с этой крылатой фразой.
Что касается команды — у нас всё взаимодействие строится онлайн. Сотрудники работают из разных городов и даже стран. Мы постоянно на связи через мессенджеры и CRM систему. Это даёт гибкость и позволяет нам собирать сильную команду не по географии, а по ценностям и подходу к делу. То же касается и контрагентов — от туроператоров до судовладельцев. Мы выстроили рабочие процессы так, чтобы всё решалось быстро, эффективно и без привязки к физическим офисам.
В команде Круиз.онлайн — более сотни человек со всего мира. Поделитесь несколькими секретами управления большим коллективом, который к тому же не целиком находится в зоне досягаемости и личного контроля. Как выстраиваете эффективную работу?
Важнейший элемент для эффективной работы — это открытая коммуникация. Мы используем общую CRM-систему и рабочие чаты для оперативного взаимодействия. Это помогает нам держать всех в курсе процессов и всегда быть на связи, независимо от географического положения каждого.
Кроме того, у нас есть годы выстроенных процессов и регламентов, которые обеспечивают структуру и ясность в работе. При этом мы не забываем про важность баланса между хаосом и творчеством. Именно в этом сочетании рождаются новые идеи и решения, которые помогают двигаться вперёд.
Ваши основные конкуренты — это классические туроператоры в сфере водного туризма и сами судовладельцы? Или онлайн-рынок развивается активно и на нем есть другие игроки? Какова Ваша философия относительно конкуренции: следите за рынком или целиком погружены в процессы внутри компании?
Когда мы начинали, рынок круизов в интернете не был выстроен, и мы фактически стали основным игроком в этом сегменте. Онлайн-рынок в тревел-сфере развивался, но в области речных круизов ещё не было полноценной онлайн-платформы. Сейчас же, спустя несколько лет, крупнейшие судовладельцы и наши партнёры начали позиционировать себя как онлайн-платформы. Кажется, мы действительно создали новый стандарт на рынке — и это для нас большая гордость.
Конкуренция существует, но мы больше ориентированы на внутренние процессы и развитие продукта. Конечно, следим за рынком, изучаем новые тенденции и учимся у лучших, но основной акцент делаем на создании уникального клиентского опыта и постоянном совершенствовании нашего сервиса. Это наш главный фокус.
Перспективы развития и возможности для инвестиций
Вы не стоите на месте: в этом году появились новые направления для отдыха, пополнился парк теплоходов. Поделитесь планами по развитию на ближайшие 2-3 года: какой Вы видите компанию и сферу речного туризма в целом?
Мы действительно активно развиваемся сразу в нескольких направлениях. Во-первых, в отрасли продолжается строительство новых теплоходов — и это даёт мощный импульс для роста. Современные суда открывают возможности для более комфортных маршрутов, современного сервиса и расширения географии.
Во-вторых, мы продолжаем вкладываться в популяризацию круизного отдыха. Наша задача — рассказать как можно большему числу людей, что круизы сегодня — это просто, удобно и интересно. Мы хотим, чтобы бронирование круиза было таким же лёгким, как покупка авиабилета. И работаем над этим каждый день — от интерфейсов до сервиса поддержки.
Третий важный вектор — развитие морских направлений. Мы уже видим, как растет спрос на круизы по Персидскому заливу, по Азии, и даже в Европу, поэтому расширяем продуктовую линейку, чтобы каждый мог найти что-то своё — от классики до более необычных маршрутов.
Кроме того, мы смотрим в сторону другого морского продукта — не только классических круизов, но и, возможно, форматов ближе к яхтенному отдыху.
С 2025 года Ваша компания в реестре участников «Сколково». Какие возможности и перспективы это дает Вашему бизнесу?
Для нас это большая радость и важный шаг вперёд. Особенно приятно, что в Круиз.онлайн увидели не просто туристический проект, а перспективную онлайн-платформу, которая меняет рынок круизов.
Партнёрство со «Сколково» открывает для нас новые возможности: доступ к грантам, образовательным программам, обмену опытом и новым профессиональным контактам. Всё это помогает нам расти быстрее, увереннее тестировать идеи и внедрять то, что делает круизный отдых ещё ближе и удобнее для наших клиентов.
У Вас есть успешный опыт привлечения инвестиций в сферу речного туризма. Каким Вы видите инвестиционный потенциал в этой нише? Виден ли предел роста или пока отрасль может уверенно развиваться без ограничений?
Инвестиционный потенциал в сфере речного туризма по-прежнему высок. За последние годы рынок вырос примерно на 70%, и это только начало. Люди всё активнее интересуются внутренними путешествиями, открывают для себя круизы как формат отдыха — и мы видим, что спрос продолжает расти.
На сегодняшний день мы занимаем около 8% рынка, и это говорит о том, что у нас есть огромное пространство для масштабирования.
Предела роста пока точно не видно. Мы смотрим на рынок как на живой, гибкий организм, в котором ещё очень много возможностей — и для бизнеса, и для инвесторов.
Каких инвестиционных и бизнес-проектов, на Ваш взгляд, не хватает туристической отрасли?
На мой взгляд, российской туристической отрасли остро не хватает единой цифровой платформы, которая могла бы стать аналогом международных платформ, таких как американская Expedia. Речь о сервисе, где человек мог бы найти все свои путешествия в одном месте: круизы, туры, перелёты, отели, трансферы, страховки и любые дополнительные услуги. Уверен, что за такими экосистемами — будущее.
Общественная редакция в Тюмени
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.